Кемеровский областной музей изобразительных искусств: различия между версиями

Материал из Открытое Кемерово
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{незавершенная}}
+
[[Файл:55352596.jpg|300px|thumb|right|Кемеровский областной музей изобразительных искусств]]
  
 
[[17 ноября]] [[1969]] г. по решению Кемеровского областного исполнительного комитета была открыта Кемеровская областная картинная галерея. В [[1991]] году приказом Кемеровского областного комитета по культуре она переименована в Кемеровский областной музей изобразительных искусств.  
 
[[17 ноября]] [[1969]] г. по решению Кемеровского областного исполнительного комитета была открыта Кемеровская областная картинная галерея. В [[1991]] году приказом Кемеровского областного комитета по культуре она переименована в Кемеровский областной музей изобразительных искусств.  
Строка 11: Строка 11:
  
 
Кемеровский музей активный участник музейной жизни России, он является членом Ассоциации музейных работников, одним из учредителей Союза музеев России, членом президиума Российского комитета Международного Совета музеев в лице директора [[Мызина, Лариса Ивановна|Л.И. Мызиной]]. Музей активно сотрудничает с общественными и благотворительными организациями.
 
Кемеровский музей активный участник музейной жизни России, он является членом Ассоциации музейных работников, одним из учредителей Союза музеев России, членом президиума Российского комитета Международного Совета музеев в лице директора [[Мызина, Лариса Ивановна|Л.И. Мызиной]]. Музей активно сотрудничает с общественными и благотворительными организациями.
 +
 +
 +
== Особенности архитектуры и строительства ==
 +
 +
Еще до существования новой застройки будущего Советского проспекта - в то время ещё улицы Советской, - будущей площади Советов, улицы Весенней (в то время Ленинградской) начинается строительство двух зданий. Одно из них - управление НКВД (в настоящее время - здание городской администрации. Другое - управление отдела исправительно-трудовых колоний Народного комиссариата внутренних дел (ОИТК НКВД) по Кемеровской области, ставшее потом музеем (по адресу проспект Советский, 48), - создавал архитектор Т.С. Запашный. Ещё не был разработан генеральный план города, а эти ключевые здания уже вырастали вдоль только намечавшихся магистралей. Другим детищем того же архитектора стал жилой дом на 36 квартир, построенный для сотрудников ОИТК (проспект Советский, 46).
 +
 +
Трехэтажное кирпичное здание задумывалось со всеми видами благоустройства и имело строительный объем 7938 кубометров и полезную площадь 1400 квадратных метров. Общая сметная стоимость составляла 68 тысяч рублей.
 +
В августе 1944 года проект рассматривался на заседании архитектурной комиссии при Кемеровском областном отделе по делам архитектуры. Комиссия сделала замечания по художественной обработке и композиционному решению фасадов, а также по расширению площади вестибюля и увеличению высоты этажей от пола до потолка до 3,4 - 3,5 метра, что и было сделано.
 +
Здание возводилось хозяйственным способом, то есть собственными силами застройщика, без привлечения специализированных подрядных организаций. Учитывая специфику учреждения, которое должно было там размещаться, понятно, что на стройке работали заключённые. Об этом говорится и в отчёте инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля за 1945
 +
год: «Строительство здания ОИТК УНКВД можно отнести к образцовым стройкам. ...На строительстве разработан точный график работ. Подобраны технический персонал и основные кадры рабочих. Нужно отметить, что все кадры подобраны из заключенных, кроме начальника строительства тов. Григорьева, прораба тов. Богданова и архитектора Запашного».
 +
Здание было выстроено за очень короткий срок - восемь месяцев, включая устройство канализации, водопровода и центрального отопления. По плану в феврале 1946 года объект готовился к сдаче в эксплуатацию.
 +
Об архитекторе Т.С. Запашном никаких сведений, к сожалению, не сохранилось. Исследователи предполагают, что он мог оказаться в Кемерове во время войны в числе эвакуированных специалистов и обладал опытом, необходимым для проектирования столь важного объекта. По мнению Ирины Захаровой, стилистика его зданий позволяет предположить, что проектированием он начал заниматься в начале 30-х, в годы расцвета конструктивизма. Об этом говорит весьма сдержанное использование ордерных форм и декоративных элементов, стремление к крупным членениям и плоскостная трактовка фасадов.
  
 
== Литература ==
 
== Литература ==
Строка 23: Строка 35:
  
 
5.Такой молодой // Городская газета (Кемерово и кемеровчане). – 2004. – 19 нояб. – С. 20.
 
5.Такой молодой // Городская газета (Кемерово и кемеровчане). – 2004. – 19 нояб. – С. 20.
 +
 +
6.  Волков, С. Первый дом нового проспекта // Кемерово. - 2018. - № 6. - 16 февраля. - С. 10-11
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
 
[http://www.kemizo.ru/ Кемеровский областной музей изобразительный искусств]
 
[http://www.kemizo.ru/ Кемеровский областной музей изобразительный искусств]
 +
== См. также ==
 +
 +
[[Музеи]]

Текущая версия на 12:29, 14 марта 2018

Кемеровский областной музей изобразительных искусств

17 ноября 1969 г. по решению Кемеровского областного исполнительного комитета была открыта Кемеровская областная картинная галерея. В 1991 году приказом Кемеровского областного комитета по культуре она переименована в Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

В настоящее время музей является одним из крупнейших художественных центров Кемеровской области. Собрание музея насчитывает более пяти тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, ДПИ. Оно представляет отечественное искусство конца ХIХ-начала ХХI вв. - его исторические этапы, основные тенденции, яркие имена.

Отдельные коллекции отличаются особой полнотой. Прежде всего, это коллекция искусства Сибири второй половины ХХ века. Исчерпывающе показано искусство Кузбасса - в этой коллекции сложились свои тематические комплексы: "Фронтовой рисунок", "Кузбасс индустриальный" и другие. Насыщенно представлено творчество кемеровских художников старшего поколения: Н.И. Бачинина, А.М. Ананьина, А.Н. Кирчанова, В.С. Зевакина и других. Монографический статус имеет коллекция произведений Юргиса Ионасовича Прейсса (1904-1984) - уроженца Восточной Пруссии, выпускника Кенигсбергской Академии художеств, немецкого коммуниста, принявшего гражданство СССР и оказавшегося в Сибири.

В разделе декоративно-прикладного искусства особой полнотой отличаются такие коллекции, как "Народные художественные промыслы России", "Художественный фарфор", "Ювелирное искусство Урала", "Тобольская резная кость", "Сибирская береста". Коллекция культового искусства конца ХVIII-начала ХХ веков демонстрирует иконы и предметы металлической пластики: потир, кресты, складни. Ежегодно в музее проводятся от тридцати до пятидесяти выставок. Это экспозиции из собственных фондов, а также из фондов других музеев, частных собраний. Наиболее плодотворным является сотрудничество с крупнейшими музеями страны, такими как Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова (Московская область) и другими. За последние годы наиболее памятны следующие выставки: экспозиция одной картины В.И. Сурикова "Посещение царевны женского монастыря" из собрания ГТГ (2003), "Частная жизнь в искусстве Западной Европы ХVII-ХIХ вв." из собрания Государственного Эрмитажа (2004), "Шедевры Третьяковской галереи" (2005).

Кемеровский музей активный участник музейной жизни России, он является членом Ассоциации музейных работников, одним из учредителей Союза музеев России, членом президиума Российского комитета Международного Совета музеев в лице директора Л.И. Мызиной. Музей активно сотрудничает с общественными и благотворительными организациями.


Особенности архитектуры и строительства

Еще до существования новой застройки будущего Советского проспекта - в то время ещё улицы Советской, - будущей площади Советов, улицы Весенней (в то время Ленинградской) начинается строительство двух зданий. Одно из них - управление НКВД (в настоящее время - здание городской администрации. Другое - управление отдела исправительно-трудовых колоний Народного комиссариата внутренних дел (ОИТК НКВД) по Кемеровской области, ставшее потом музеем (по адресу проспект Советский, 48), - создавал архитектор Т.С. Запашный. Ещё не был разработан генеральный план города, а эти ключевые здания уже вырастали вдоль только намечавшихся магистралей. Другим детищем того же архитектора стал жилой дом на 36 квартир, построенный для сотрудников ОИТК (проспект Советский, 46).

Трехэтажное кирпичное здание задумывалось со всеми видами благоустройства и имело строительный объем 7938 кубометров и полезную площадь 1400 квадратных метров. Общая сметная стоимость составляла 68 тысяч рублей. В августе 1944 года проект рассматривался на заседании архитектурной комиссии при Кемеровском областном отделе по делам архитектуры. Комиссия сделала замечания по художественной обработке и композиционному решению фасадов, а также по расширению площади вестибюля и увеличению высоты этажей от пола до потолка до 3,4 - 3,5 метра, что и было сделано. Здание возводилось хозяйственным способом, то есть собственными силами застройщика, без привлечения специализированных подрядных организаций. Учитывая специфику учреждения, которое должно было там размещаться, понятно, что на стройке работали заключённые. Об этом говорится и в отчёте инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля за 1945 год: «Строительство здания ОИТК УНКВД можно отнести к образцовым стройкам. ...На строительстве разработан точный график работ. Подобраны технический персонал и основные кадры рабочих. Нужно отметить, что все кадры подобраны из заключенных, кроме начальника строительства тов. Григорьева, прораба тов. Богданова и архитектора Запашного». Здание было выстроено за очень короткий срок - восемь месяцев, включая устройство канализации, водопровода и центрального отопления. По плану в феврале 1946 года объект готовился к сдаче в эксплуатацию. Об архитекторе Т.С. Запашном никаких сведений, к сожалению, не сохранилось. Исследователи предполагают, что он мог оказаться в Кемерове во время войны в числе эвакуированных специалистов и обладал опытом, необходимым для проектирования столь важного объекта. По мнению Ирины Захаровой, стилистика его зданий позволяет предположить, что проектированием он начал заниматься в начале 30-х, в годы расцвета конструктивизма. Об этом говорит весьма сдержанное использование ордерных форм и декоративных элементов, стремление к крупным членениям и плоскостная трактовка фасадов.

Литература

1.Кузбасс. Начало XXI века. - Томск, 2002. - С. 164.

2.Музеи Кузбасса: Справочник. - Вып. 1/ представлено Кемеровский областной музей изобразительных искусств; автор-составитель Сергей Александрович Васютин, К. В. Юматов и Наталья Сергеевна Бледнова. - Кемерово : [б. и.]. - 2000. - С. 29-40.

3.Малаховская, О. Окровенность, свет и святость / Ольга Малаховская // Кузнецкий край. – 2004. – 18 нояб. – С. 22.

4.Мызина, Л. И. Здесь музам дышится свободно и легко / Лариса Ивановна Мызина // Наша газета. – 1999. – 11 нояб. – С. 1.

5.Такой молодой // Городская газета (Кемерово и кемеровчане). – 2004. – 19 нояб. – С. 20.

6. Волков, С. Первый дом нового проспекта // Кемерово. - 2018. - № 6. - 16 февраля. - С. 10-11

Ссылки

Кемеровский областной музей изобразительный искусств

См. также

Музеи