Кирчанов, Александр Николаевич

Материал из Открытое Кемерово
Версия от 14:28, 23 ноября 2018; Megren (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Мемориальная доска А. Н. Кирчанову

Живописец, народный художник РСФСР, член Союза художников СССР

Родился 28 августа 1919. Умер 27 июля 1987 г.

Представитель старшего поколения в искусстве Кузбасса. Первым из кузбасских художников начал участвовать на всесоюзных и республиканских выставках, первым был принят в Союз художников СССР, первым был удостоен почетных званий «Заслуженный художник РСФСР» и «Народный художник РСФСР».


Особенности творчества

Александр Кирчанов относится к плеяде художников, воспитанных своим временем, годами строительства социализма. Он жил в согласии со своей эпохой и поэтому был искренним в своем творчестве. Одна из ведущих тем его искусства посвящена малым народам Сибири, веками населяющим ее края. Именно это направление принесло широкую известность Александру Николаевичу.

Одной из лучших работ автора, где богатый натурный материал получил обобщение, является "Дочь Салаирского края", написанная в 1968 году. В этом произведении образ молодой женщины-телеутки символизирует вековые традиции и новую жизнь родного края. Другая представленная картина на открывшейся выставке, "Совхозный конюх", создана год спустя и относится к серии портретов сельских тружеников. В этом образе мужчины автор щепетильно сохранил душевную теплоту, живую эмоциональность и мужественность. Конкретно индивидуален и человечески привлекателен изображенный молодой парень, стоящий у деревенского сарая. Внимательно изучено, энергично написано его лицо, и точно отображены мелкие детали, которые четко раскрывают характер и судьбу данного героя - совхозного конюха. К этой серии относятся и другие полотна, такие как "Портрет свинарки З.Г. Багрыч", где также заметны черты "сурового стиля", но при этом образ женщины излучает материнство, лиричность, душевную красоту и гордость за свой труд. Можно сказать, что увлеченность, влюбленность в натуру подчеркивают подлинную страсть Александра Николаевича к народным типам и жизни обычных людей.

Безусловно, внимание привлекает масштабное полотно "Художник приехал", написанное на рубеже 1979-1980 годов. В основе сюжета хорошо прослеживается автобиографический мотив - работа мастера над этюдом с натуры в телеутском поселении. Момент собственной жизни А.Н. Кирчанова стал обычным поводом для повествования о людях, красоте их повседневного скромного бытия, об удивительной гармонии природы и человека.

Без сомнения, можно сказать, что картины Александра Николаевича, будь то портреты, этюды, жанровые сценки, написанные в деревне, индустриальные мотивы или сибирские пейзажи, являются символикой больших событий, общности судеб, мощи духовной силы человека и необъятной природы - суровой и в то же время красивой, но и ранимой. Каждое произведение мастера - это прежде всего страничка истории Кузбасса, жизни коренных народов, тружеников, проживающих на земле Кузнецкой. Во всем видна причастность автора к современной действительности, окружающему миру.


Биография

Родился А.Н. Кирчанов в городе Томске. Когда мальчику исполнилось три года, его семья переехала в Щегловск (старое название Кемерова до начала 30-х годов ХХ столетия). Желание рисовать появилось в довольно раннем возрасте, и это доброе начинание, стремление охотно поддерживала мама Александра Николаевича. В частых разговорах Мария Георгиевна охотно рассказывала сыну, как его дедушка на досуге писал иконы, что для него являлось определенной отдушиной. При этом влияние оказал и местный маляр, который приобщал соседских мальчишек трафаретить транспаранты и разрисовывать различные плакаты. В результате запах красок пропитал и пленил душу юного парня. После окончания восьмого класса в 1934 году устроился на работу в качестве ученика художника-оформителя в клуб кемеровской тракторной станции. Позже, набравшись некоторого опыта, стал трудиться художником в газете "Кузбасс". При этом в свободное от работы время много рисовал с натуры, а также копировал произведения именитых художников. Старания не прошли даром, судьба ему буквально благоволила, и в 1938 году Кузбасский краевой Дом народного творчества направил А.Н. Кирчанова в Москву на семинары для самодеятельных художников. Повезло как нельзя лучше, потому что в Доме народного творчества им. Н.К. Крупской занятия проводили известные мастера, такие как И.Э. Грабарь, В.С. Сварог, Ф.А. Фролов и др. Именно в столице нашей необъятной Родины Александр Николаевич написал два больших полотна: "Вручение Красного знамени Первому Луганскому полку" и "В.И. Ленин и Н.К. Крупская в деревне Кашино". Конечно же, столь значимый творческий дебют соответствовал тому времени, эпохе всеобщей идеологизации общества. В мае 1941 года молодой автор вновь приезжает в Москву на семинар по подготовке к Всесоюзной выставке "Оборона СССР". Именно здесь состоялась незабываемая встреча с маршалом Советского Союза С.М. Буденным, что также повлияло на его мироощущение, обогатило внутренний мир.

Начавшаяся Великая Отечественная война в судьбу А.Н. Кирчанова внесла суровые коррективы. В декабре 1941 года его призвали в ряды Советской Армии, и в скором времени в составе авиационной части перебросили на 3-й Украинский фронт. Художественный талант пригодился даже в годы войны: чертил топографические карты, выпускал боевые листки с карикатурами на врага, а ночью урывками старался писать с натуры. К сожалению, некоторые фронтовые портреты стали последними в жизни его однополчан. Пришлось видеть большую людскую трагедию, смерть друзей, разрушения и осиротевших ребятишек. С этой поры детская тема также стала проходить красной нитью в творчестве. Долгожданный День Победы уже встретил в освобожденной от фашистов Австрии.

После демобилизации в 1946 году возвратился в Кемерово и устроился на работу в Кемеровские мастерские Художественного фонда. Благодаря большой работоспособности А.Н. Кирчанов добился значительного успеха и признания в Кузбассе, Новосибирской области и на республиканских, всероссийских выставках в Москве. С начала 50-х годов ХХ столетия считается одним из ведущих живописцев Сибири. Заметную роль в творческой биографии Александра Николаевича сыграли многочисленные поездки на так называемую "Академическую дачу", которую в свое время основал великий русский художник Илья Репин. Именно на этих выездных пленэрах в Высшем Волочке собирались художники из разных стран, чтобы поделиться своим опытом и перенять лучшее у своих коллег. Творческие уроки, совместная работа и непосредственное общение с художниками обогатили багаж А.Н. Кирчанова. Приятный парадокс заключается в том, что Александр Николаевич не получил специального художественного образования, но достиг невероятных творческих вершин. Война, ставшая временем суровых испытаний, закалила его характер, научила ценить жизнь, любить людей и добросовестно трудиться. К каким бы темам и сюжетам он ни обращался, его основополагающей идеей являлась радость бытия. А.Н. Кирчанов относится к старшему поколению художников, и с творчеством этого мастера напрямую связано становление и развитие изобразительного искусства в нашем регионе. Думается, Александра Николаевича по праву можно считать классиком кузбасской живописи.

Память в наши дни

Именем художника названа одна из улиц г. Кемерово. В его честь установлена 2 марта 1989, мемориальная доска по адресу пр. Советский, 71 на доме, где жил Кирчанов. Автором мемориальной доски является Хмелевской А. Народный художник России представлен со всеми атрибутами искусства, тем самым подчеркивая его значимость для кузнецкого края.

После его смерти было принято решение о создании мемориального музея художника в его последней мастерской в Кемеровском областном краеведческом музее.

В мае 2015 г. в Кемеровском областном художественном колледже открыта мастерская художника.[1]

См. также

Ссылки

Жизни героев Александра Кирчанова

  1. Ольховская, Л. Чтоб помнили // Кемерово. - 2015. - № 36. - 15 мая. - С. 19.