Чернов, Павел Афанасьевич: различия между версиями

Материал из Открытое Кемерово
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{незавершенная}}
+
[[Файл:Chernov0.jpg|300px|thumb|right|Павел Афанасьевич Чернов]]
Член Союза художников СССР (России) с 1953 года. Живописец. Заслуженный художник РСФСР (1984), народный Художник РФ (1999). Почетный гражданин Кемеровской области (1988),
 
участник Великой Отечественной войны (1941-1945).
 
  
В Кемерово с 1921 года. В 1930-е занимался в художественном кружке. В 1934 году стал лауреатом детской городской художественной выставки, был премирован поездкой в Москву (не состоялась). Учился в школе юных дарований при Всероссийской Академии художеств в г. Санкт--Петербурге (1936-1939).
+
Член Союза художников СССР (России) с [[1953]] года. Живописец. Заслуженный [[Художники|художник]] РСФСР ([[1984]]), народный [[Художники|Художник]] РФ ([[1999]]). [[Почётные граждане Кемеровской области|Почетный гражданин Кемеровской области]] ([[1988]]),
Учился на факультете станковой живописи в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА) им. Репина (1945-1951). После окончания института вернулся в Кемерово, работал в товариществе «Художник», вел изостудию.
+
участник Великой Отечественной войны ([[1941]]-[[1945]]).
 +
 
 +
Родился [[21 ноября]] [[1918]] г. в деревне Плеханы Уржумского района Кировской области.
 +
 
 +
В Кемерово с [[1921]] года. В 1930-е занимался в художественном кружке. В [[1934]] году стал лауреатом детской городской художественной выставки, был премирован поездкой в Москву (не состоялась). Учился в школе юных дарований при Всероссийской Академии художеств в г. Санкт--Петербурге ([[1936]]-[[1939]]).
 +
Учился на факультете станковой живописи в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА) им. Репина ([[1945]]-[[1951]]). После окончания института вернулся в Кемерово, работал в товариществе «Художник», вел изостудию.
 
   
 
   
Павел Афанасьевич Чернов принадлежит к ведущим мастерам живописи Кузбасса. Старейший художник Кузбасса, он стоял у истоков развития искусства Кузнецкого края и его роль в этом процессе уникальна. Его судьба во многом типична для художника, но исключительна для художников Кузбасса первого поколения. Исключительна в том смысле, что он первым из местных художников получил высшее профессиональное образование в столь известном институте, как Ленинградский Институт живописи, скульптуры, архитектуры им. Репина.
+
Павел Афанасьевич Чернов принадлежит к ведущим мастерам живописи Кузбасса. Старейший [[Художники|художник]] Кузбасса, он стоял у истоков развития искусства Кузнецкого края и его роль в этом процессе уникальна. Его судьба во многом типична для художника, но исключительна для художников Кузбасса первого поколения. Исключительна в том смысле, что он первым из местных художников получил высшее профессиональное образование в столь известном институте, как Ленинградский Институт живописи, скульптуры, архитектуры им. Репина.
В начале 50-х гг художник много внимания уделяет жанровым мотивам. Его жанровые полотна насыщены светом и воздухом, не случайно уже всвоих ранних работах он часто применяет мотив открытого окна - открывающего доступ потокам свежести в комнату. Вместе с тем значительное место в раннем творчестве П.А. Чернова занимает портрет. Мастерство Чернова, как портретиста, в значительной степени определяется его умением сохранить доминирующую психологическую выразительность лица, тонко передать внутреннее состояние персонажей
+
 
На рубеже 1950-х – 1960-х гг. в общем развитии советского искусства происходят заметные перемены, приходит новое поколение молодых художников с новым отношением к традициям, определяются проблемы так называемого «сурового стиля». Но в развитии творчества Чернова не было резкого изменения стилистики. Оставаясь всегда приверженцем повествовательного сюжета, раскрытия характера через индивидуальные черты, художник всё чаще в 60-е годы обращается к натюрморту, который в 1940-е – 50-е годы , как жанр, был полузабыт. Натюрморты Чернова с новой силой подтверждают его мастерство в компоновке картины, его дар как художника-колориста. В конце 1980-х - 1990-е годы значительное место в творчестве занял пейзаж. Художник писал местные мотивы, передавая особенности и состояния сибирской природы («Хмурый день. Макарак» 1986; «Утро на реке Заломной» 1989). Исключительным представляется пейзаж «Весной в саду» (1993), созданный в русле декоративных традиций. Вибрирующая красочная поверхность образует своеобразную живописную мозаику, передающую ощущение ослепительного весеннего цветения.
+
В начале 50-х гг художник много внимания уделяет жанровым мотивам. Его жанровые полотна насыщены светом и воздухом, не случайно уже в своих ранних работах он часто применяет мотив открытого окна - открывающего доступ потокам свежести в комнату. Вместе с тем значительное место в раннем творчестве П.А. Чернова занимает портрет. Мастерство Чернова, как портретиста, в значительной степени определяется его умением сохранить доминирующую психологическую выразительность лица, тонко передать внутреннее состояние персонажей.
 +
 
 +
На рубеже [[1950]]-х – [[1960]]-х гг. в общем развитии советского искусства происходят заметные перемены, приходит новое поколение молодых художников с новым отношением к традициям, определяются проблемы так называемого «сурового стиля». Но в развитии творчества Чернова не было резкого изменения стилистики. Оставаясь всегда приверженцем повествовательного сюжета, раскрытия характера через индивидуальные черты, художник всё чаще в 60-е годы обращается к натюрморту, который в 1940-е – 50-е годы , как жанр, был полузабыт. Натюрморты Чернова с новой силой подтверждают его мастерство в компоновке картины, его дар как художника-колориста. В конце 1980-х - 1990-е годы значительное место в творчестве занял пейзаж. Художник писал местные мотивы, передавая особенности и состояния сибирской природы («Хмурый день. Макарак» [[1986]]; «Утро на реке Заломной» [[1989]]). Исключительным представляется пейзаж «Весной в саду» ([[1993]]), созданный в русле декоративных традиций. Вибрирующая красочная поверхность образует своеобразную живописную мозаику, передающую ощущение ослепительного весеннего цветения.
 
   
 
   
Творческие поездки : Дом творчества «Академическая дача» им. И.Е. Репина (1952, 1953); Горная Шория (1953). <ref>http://culture.kemrsl.ru/potential/?go=full_potential&id=60</ref>
+
Творческие поездки : Дом творчества «Академическая дача» им. И.Е. Репина ([[1952]], [[1953]]); Горная Шория ([[1953]]). <ref>http://culture.kemrsl.ru/potential/?go=full_potential&id=60</ref>
 +
 
 +
Скончался [[11 апреля]] [[2003]] года.
  
 
== Память в наши дни ==
 
== Память в наши дни ==
 
Именем художника назван музей при кемеровской [[Гимназия №23|гимназии №23]].
 
Именем художника назван музей при кемеровской [[Гимназия №23|гимназии №23]].
<references />
+
 
  
 
== Литература ==
 
== Литература ==
Строка 22: Строка 29:
  
 
[[Почётные граждане Кемеровской области]]
 
[[Почётные граждане Кемеровской области]]
 
+
<references />
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 +
[[Категория:Художники]]

Текущая версия на 09:17, 27 ноября 2018

Павел Афанасьевич Чернов

Член Союза художников СССР (России) с 1953 года. Живописец. Заслуженный художник РСФСР (1984), народный Художник РФ (1999). Почетный гражданин Кемеровской области (1988), участник Великой Отечественной войны (1941-1945).

Родился 21 ноября 1918 г. в деревне Плеханы Уржумского района Кировской области.

В Кемерово с 1921 года. В 1930-е занимался в художественном кружке. В 1934 году стал лауреатом детской городской художественной выставки, был премирован поездкой в Москву (не состоялась). Учился в школе юных дарований при Всероссийской Академии художеств в г. Санкт--Петербурге (1936-1939). Учился на факультете станковой живописи в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА) им. Репина (1945-1951). После окончания института вернулся в Кемерово, работал в товариществе «Художник», вел изостудию.

Павел Афанасьевич Чернов принадлежит к ведущим мастерам живописи Кузбасса. Старейший художник Кузбасса, он стоял у истоков развития искусства Кузнецкого края и его роль в этом процессе уникальна. Его судьба во многом типична для художника, но исключительна для художников Кузбасса первого поколения. Исключительна в том смысле, что он первым из местных художников получил высшее профессиональное образование в столь известном институте, как Ленинградский Институт живописи, скульптуры, архитектуры им. Репина.

В начале 50-х гг художник много внимания уделяет жанровым мотивам. Его жанровые полотна насыщены светом и воздухом, не случайно уже в своих ранних работах он часто применяет мотив открытого окна - открывающего доступ потокам свежести в комнату. Вместе с тем значительное место в раннем творчестве П.А. Чернова занимает портрет. Мастерство Чернова, как портретиста, в значительной степени определяется его умением сохранить доминирующую психологическую выразительность лица, тонко передать внутреннее состояние персонажей.

На рубеже 1950-х – 1960-х гг. в общем развитии советского искусства происходят заметные перемены, приходит новое поколение молодых художников с новым отношением к традициям, определяются проблемы так называемого «сурового стиля». Но в развитии творчества Чернова не было резкого изменения стилистики. Оставаясь всегда приверженцем повествовательного сюжета, раскрытия характера через индивидуальные черты, художник всё чаще в 60-е годы обращается к натюрморту, который в 1940-е – 50-е годы , как жанр, был полузабыт. Натюрморты Чернова с новой силой подтверждают его мастерство в компоновке картины, его дар как художника-колориста. В конце 1980-х - 1990-е годы значительное место в творчестве занял пейзаж. Художник писал местные мотивы, передавая особенности и состояния сибирской природы («Хмурый день. Макарак» 1986; «Утро на реке Заломной» 1989). Исключительным представляется пейзаж «Весной в саду» (1993), созданный в русле декоративных традиций. Вибрирующая красочная поверхность образует своеобразную живописную мозаику, передающую ощущение ослепительного весеннего цветения.

Творческие поездки : Дом творчества «Академическая дача» им. И.Е. Репина (1952, 1953); Горная Шория (1953). [1]

Скончался 11 апреля 2003 года.

Память в наши дни

Именем художника назван музей при кемеровской гимназии №23.


Литература

Ольховская, Л. Родины защитник и певец // Кемерово. - 2015. - № 10. - 13 февраля. - С. 19

См. также

Художники

Почётные граждане Кемеровской области