Паровоз

Материал из Открытое Кемерово
Перейти к навигации Перейти к поиску

Памятник установлен к дню железнодорожника в 2006г. Этот паровоз, выпущенный еще в 1953 году, прежде чем занять почетное место на гранитном постаменте, своим ходом пришел со станции Топки. Подобный памятник в Кузбассе не первый: есть свои паровозы в Междуреченске и Мундыбаше. Вот как описывает этот памятник корреспондент газеты Транссиб Александр Матвеев: Паровоз серии Л был поставлен на вечную стоянку возле кемеровского вокзала совсем недавно – в середине июня 2006 года. Памятник установлен как символ солидарности железнодорожников и промышленников Кузбасса. Не случайно на табличке у подножия паровоза, перечисляющей имена инициаторов установки монумента, начертаны имена не только начальника Западно-Сибирской железной дороги Александра Целько и губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, но и руководителей крупнейших кузбасских угольных предприятий. Как нам удалось выяснить, этот черный гигант изготовлен на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции в 1953 году. Когда-то, в 1950-60-х годах, он курсировал по всему Кузбассу, от Юрги до Ленинск-Кузнецкого. Однако технический прогресс заставил «Элку», как и все остальные паровозы, постепенно уступить пути локомотивам на электротяге. Так герой нашей публикации оказался на базе запаса эксплуатационного локомотивного депо Топки. Несколько десятилетий он ожидал там своего «звездного часа». И наконец, дождался! Что интересно, до вокзала Кемерово «старик» прикатил своим ходом. После чего два мощных крана водрузили его на обрамленный гранитом постамент. Магистральный грузовой паровоз серии Л – едва ли не первый локомотив советской постройки, названный по имени своего конструктора, а не партийного бонзы. Разработан он был в конце Второй мировой войны совместно Коломенским заводом и Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта под руководством выдающегося инженера-локомотивостроителя Льва Лебедянского. Впрочем, до 1947 года серия имела обозначение П – «Победа», что, конечно, было еще более почетно. За десять лет производства, с 1945 по 1955-й, тремя советскими заводами было выпущено ровно 4200 «лебедянок», как в шутку называли их локомотивщики. За эти годы они снискали славу одних из лучших отечественных паровозов, которые могли эксплуатироваться на всей сети железных дорог. Неслучайно за разработку этой машины инженерная группа была удостоена Сталинской премии. Помимо этого, паровоз Л стал настоящей кинозвездой, востребованной по сей день. Его можно увидеть в фильмах «12 стульев», «Подарки по телефону», «Дети Арбата», «Ворошиловский стрелок», «Адмиралъ» и других. А в ленте «Большие перегоны» он и вовсе играет одну из главных ролей, а его «партнерами» по киноплощадке выступают знаменитые Николай Крючков и Юрий Николаев. И все же лучше, чем машинист, накатавший на «лебедях» не одну тысячу километров, рассказать о локомотиве не сможет никто. – На паровозах серии Л я начинал свою работу на железной дороге, – рассказал корреспонденту «Транссиба» Александр Матусевич, председатель совета ветеранов эксплуатационного локомотивного депо Топки. – Быть может, и на нынешнем памятнике приходилось ездить, сейчас уже сложно припомнить. Очень удобные локомотивы! Это были одни из первых паровозов с углеподатчиками – уголь не надо было кидать в топку лопатой. Мы водили на них и пассажирские, и грузовые поезда, в том числе и тяжеловесные.