Паровоз

Материал из Открытое Кемерово
Перейти к навигации Перейти к поиску
Памятник паровозу

Памятник установлен к дню железнодорожника в 2006 г. Паровоз серии Л был выпущен в 1953 году, прежде чем занять место на гранитном постаменте, своим ходом пришел со станции Топки.

Памятник установлен как символ солидарности железнодорожников и промышленников Кузбасса. На табличке у подножия паровоза, перечисляющей имена инициаторов установки монумента, начертаны имена не только начальника Западно-Сибирской железной дороги Александра Целько и губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, но и руководителей крупнейших кузбасских угольных предприятий.

Паровоз изготовлен на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции. В 1950-60-х годах, он курсировал по всему Кузбассу, от Юрги до Ленинск-Кузнецкого. Однако с развитием технического прогресса постепенно уступил место локомотивам на электротяге. Несколько десятилетий стоял на базе запаса эксплуатационного локомотивного депо Топки.

Магистральный грузовой паровоз серии Л разработан в конце Второй мировой войны совместно Коломенским заводом и Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта под руководством выдающегося инженера-локомотивостроителя Льва Лебедянского. До 1947 года серия имела обозначение П – «Победа», что было еще более почетно. Это были одни из первых паровозов с углеподатчиками – уголь не надо было кидать в топку лопатой.

За десять лет производства, с 1945 по 1955-й, тремя советскими заводами было выпущено 4200 таких паровозов. За эти годы они снискали славу одних из лучших отечественных паровозов, которые могли эксплуатироваться на всей сети железных дорог. Неслучайно за разработку этой машины инженерная группа была удостоена Сталинской премии.

Помимо этого, паровоз Л можно увидеть в фильмах «12 стульев», «Подарки по телефону», «Дети Арбата», «Ворошиловский стрелок», «Адмиралъ» и других. А в ленте «Большие перегоны» он играет одну из главных ролей.

См. также

Памятники